Как запустить email-маркетинг самостоятельно. Часть 2 — Сбор и сегментация базы
В первой статье нашего цикла мы проделали основные шаги по выбору сервиса и настройке рассылки. Если вы еще не читали первую статью, рекомендуем это сделать «Как запустить email-маркетинг самостоятельно. Часть 1 — Настройка».
Следующий шаг — сбор подписной базы. Мы поговорим с вами именно о сборе легальной, чистой базы подписчиков, которые дали согласие на получение писем. Другие способы, типа покупки базы, генерация базы со справочников и т.д. мы не рассматриваем. Во-первых — это противоречит 152-ФЗ РФ, во-вторых — проблем не оберешься с покупными базами. Сами сервисы рассылок, как и почтовики, давно умеют распознавать качество базы и не пропустят вашу рассылку, так что не тратьте время впустую.
Где брать подписчиков
Собирать подписную базу нужно на сайте, в офлайн магазинах, на конференциях и презентациях.
Также в рассылку можно будет частично включить контакты, собранные за долгие годы работы, и хранящиеся в самых темных уголках вашей компании.
Где размещать подписные формы на сайте
Предлагать подписку нужно во всех точках контакта с клиентом:
- на главной странице сайта — это может быть pop-up с выгодным предложением;
- в категории и карточки товара — форма или всплывающая форма с предложением рассказать подробнее об этом товаре;
- в корзине — при оформлении заказа предложить подписаться на акции компании;
- в блоге — подписка на новости компании;
- при регистрации на сайте.
Привязать форму можно не только к месту, но и к действию на сайте. Например: поп-ап на уход со страницы или сайта, регистрация на сайте, поп-ап при просмотре более 2-х страниц, форма подписки на странице «Спасибо за заказ».
Предположим, что с местами сбора контактов определились. Пришло время решить, какие данные брать в форме и как сегментировать подписчиков.
Какие подписные формы и поп-апы показывают лучший результат
Вопросом размещения подписных форм мы занимаемся не первый год. Естественно, нам, email-маркетологам хочется охватить как можно больше точек контакта с клиентом, чтобы собирать контакты пользователей сайта на каждом шаге.
Что работает лучше — pop-up или статическая подписная форма?
Ответ очевиден — pop-up, как минимум по причине того, что он заметнее. Но здесь есть и минус: всплывающие в неподходящее время и не в подходящем месте подписные формы раздражают гостей сайта. Я довольно часто встречаю поп-апы, которые перекрывают весь контент сайта, «вылазят» на каждой странице или на одной странице при каждой прокрутке экрана.
Для того чтобы попап не раздражал пользователя, необходимо правильно его настроить:
- выбрать время или действие показа на странице;
- правильно определить страницы показа;
- решить, нужно ли и через какое время показывать повторно попап после закрытия.
Как правило, сделать корректные настройки поп-ап формы можно при условии самостоятельной верстки и интеграции формы на сайт. Всплывающие подписные формы, которые предоставляют сервисы подписок, имеют более скудные настройки, поэтому имеют больший процент отказов.
Ненавязчивые интерактивные поп-ап формы
Какой должна быть подписная форма, чтобы привлекать и в то же время не раздражать пользователей?
Выделю несколько значимых критериев всплывающей подписной формы:
- появление в нужное время на целевой странице;
- полезный оффер на подписку (скидка, подарок, руководство и т.д.);
- форму легко закрыть;
- форму легко повторно открыть при случайном закрытии;
- pop-up не перекрывает значимый контент на сайте;
- с подписной формой легко и интересно взаимодействовать.
Перечисленными характеристиками обладают поп-апы сервиса EmailTools. Мой опыт внедрения Eraser form и бокового всплывающей формы вполне положительный: конверсия в подписку увеличивается в среднем на 30%, показатель отказов уменьшился на 20%.
Интерактивные popup-формы
- Увеличивает конверсию в подписку до+ 43%
- Лояльность аудитории + 57%
Боковой поп-ап
Визуально и по алгоритму работы похож на классический pop-up. Здесь также настраивается время показа и повторный показ в случае закрытия формы. Но, в отличие от стандартной вплывающей формы, боковой поп-ап не закрывает контент и при закрытии превращается в ненавязчивую плашку, которую можно открыть в любой момент и подписаться.
Поп-ап Eraser form
Интерактивная подписная форма, которая привлекает внимание игровой формой.
Настройки времени и места показа, повторный показ — все по стандарту. Но посмотрите, насколько увлекательным становится процесс подписки.
Сегментация подписчиков
Сразу отмечу, что сегментировать подписчиков можно двумя способами:
- сегментация в подписной форме;
- сегментация подписчиков в письме;
- сегментация подписчиков в списках контактов.
О сегментации в письме я вам расскажу в третьей статье нашего цикла «Как не попасть в спам. Прогрев домена и прочие премудрости email-маркетинга».
Цели сегментации контактов
Первое, что нужно решить — для чего вы сегментируете подписчиков и как я могу это использовать.
Как было бы здорово, если бы при подписке клиент сразу раскрывал все карты: что его интересует, из какого он города, какого он пола, покупает он товары только себе или еще близким. Мы тогда бы сразу придумали сотню целевых писем и слали бы их по любому поводу. Но на деле все обстоит так: чем меньше полей для заполнения в форме, тем выше конверсия в подписку. Поэтому определяем какие данные вам важнее всего и берем только их.
Например, если у вас магазин парфюмерии и вам важно знать пол покупателя, разместите в форме поля «имя», «email» и предложите выбрать пол. Только не исключайте возможность выбрать оба пола — никто не отменял подарки близким.
Сегментировать базу можно по разным критериям, вот самые распространенные:
- по полу;
- по предпочтениям;
- по возрасту;
- по географии.
Помимо сегментации в форме подписки существуют способы сегментирования уже набранной базы — самосегментация в письме и выделение сегментов с помощью фильтров. О самосегментации в письме мы поговорим позже, для начала расскажу о сегментировании списков.
Сегментация контактов в списках
Рассмотрим сегментацию контактов в личном кабинете Юнисендер.
Предположим, что мы имеем несколько списков контактов:
- Подписка в форме на сайте.
- Оформил заказ на сайте (есть согласие на рассылку).
- Выгрузка из CRM — оформили заказ по телефону или в офлайн магазина (есть согласие на рассылку).
И по данным спискам уходит рассылка цепочек и регулярных писем.
Наличие разных списков — это уже часть сегментации, т.к. мы можем отправлять разные письма и серии писем разным контактам.
Кроме этого сегментирование можно проводить с контактами из списков:
- по активности;
- по действию с письмами (открыл/прочел);
- по временному (жизненному) циклу.
Например, вы обратили внимание, что у вас низкий % прочтений, но база при этом внушающая. Вы решаете «избавится» от контактов, которые год не совершали никаких действий, чтобы не переплачивать за тариф и не портить репутацию домена. При это вы решили дать последний шанс неактивным контактам и разослать письмо с оффером, чтобы побудить их к действию. Для этого вам необходимо сделать выборку среди контактов.
На примере Юнисендер это выглядит так:
В сегментации выбираем контакты с последним прочтением email-писем год назад (сегодня 23.09.22). Получаем выборку, выделяем все контакты выборки и создаем с ними новый список, для которого сформируем рассылку.
Аналогичным образом можно сформировать список контактов со статусом о прочтении письма или переходе из письма и отправить им соответствующее письмо.
Сегментация по жизненному или временному циклу — выборка контактов за определенный период с момента подписки или добавления список.
Например: в стоматологию обратился клиент за услугой УЗ чистки, которая проводится один раз в 6-8 месяцев. Клиника получила контакт клиента и согласие на получение информационной рассылки после предоставления услуги (например, сегодня). Проходит время и в клинике проходит акция на УЗ чистку зубов — делаем выборку по дате добавления контактов в период 6-8 месяцев назад и получаем целевую аудиторию — тех, кому пора на чистку.
В ряде случаев для получения более точной выборки могут понадобиться силы разработчика по передаче данных и создание дополнительных полей в сервисе рассылок. Но, как правило, новичкам и для старта рассылки вполне достаточно вышеописанных инструментов по сегментированию подписной базы.